Перспективы образования области

Перспективы образования области

25 апреля в Саратовской областной Думе состоялись депутатские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития образования в Саратовской области». На данных слушаниях с оценкой состояния системы образования области с позиции Профсоюза образования выступил, председатель областной организации «Общероссийского Профсоюза образования» Н.Н. Тимофеев.

По итогам депутатских слушаний было принято решение доработать проект рекомендаций с учетом поступивших предложений.

Уважаемые коллеги!

            1.Если оценивать состояние системы образования области с позиции Профсоюза, то можно однозначно сказать, что оно не стоит на месте, находится в позитивном развитии. Улучшаются условия труда, ведется строительство комфортных зданий школ и детсадов, все здания выведены из аварийного состояния, улучшается санитарные условия и база для физической культуры сельских школ. Стало доступным дошкольное образование. Своевременно и в полном объёме производится оплата труда. Многое сделано для развития информационного пространства.

Одним словом, заложена хорошая основа для дальнейшего развития образования.

2.Перспектива развития всего нашего общества, в том числе и сферы образования, определена в послании Президента Федеральному собранию. На мой взгляд, это программный документ на последующее 6 лет. В Профсоюзе этот документ мы обсудили и верим, что прорывное развитие всей экономики, в том числе и системы образования возможно, но если все мы будем настроены на поддержку этого курса. Перед системой образования поставлена задача повышения качества образования, перехода на индивидуальную технологию обучения, обучения профессионального роста педагогов.

3.В этой ситуации мы считаем, что решение кадровой проблемы — это главное. И здесь проблем много: средний возраст педагога за 45 лет – не приостановлено старение кадров.  Рывка в закреплении молодежи не последовало. Учителя работают с большой учебной перегрузкой – это скрытая высокая потребность в кадрах. Саратовская организация Профсоюза разработала проект «Содействие развития кадрового потенциала».  Что мы предлагаем:

— изменить подход к профориентации, поддержать предложение Президента о ранней профориентации по проекту «Билет в будущее». При этом не забывать о профориентации на профессию учителя. Отобрать обучающихся, способных к педагогической деятельности, объединить их в классы, кружки и готовить к освоению специальности педагог;

— обратить самое серьезное внимание молодым учителям. Необходимо пересмотреть меры их социальной поддержки. Их у нас много, но некоторые (например, по обеспечению жильем) не действуют, другие нужно пересмотреть, т.к. они малоэффективны. Развить наставничество. Министерство образования совместно с Профсоюзом определили знак «Лучший наставник молодежи». Теперь вводится аналогичный федеральный знак, наставничеству придается особое значение. Это направление нужно стимулировать, чтобы помочь молодежи закрепиться на своем месте.

— нам представляется, что нужно особое внимание обратить на положение руководящих кадров. Мы провели мониторинг, в котором участвовало 279 руководителей. Итоги мониторинга свидетельствуют, что руководители находятся в крайне затрудненном положении: материальная база требует обновления, в 60% учреждений требуют ремонта крыши, водопровода, канализации, ограждение, недостает оборудования в столовых и медицинских кабинетах. Недостает учебников. За эти недостатки руководителей штрафуют: 54% оштрафованы Роспотребсоюзом, 34% — со стороны противопожарной безопасности, 12% — Гострудинспекцией, 9% — со стороны организации по надзору за обеспечением образования. Причем штрафуют без анализа ситуации, заставляя руководителей искать пути финансирования через спонсоров, родителей, источники эти зачастую бывают сомнительными в части их законности. На мой взгляд необходимо усилить ответственность учредителей при формировании государственного задания при определении финансирования.

4.Указы Президента по Саратовской области выполнены в достижении целевых показателей по оплате труда. Однако проблема заработной платы продолжает оставаться злободневной. Министерство образования Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства РФ разработало Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работникам общеобразовательных учреждений. Рекомендации направлены на выработку единого подхода в России к системе оплаты труда, на обеспечение престижности педагогической деятельности, недопущение дискриминации. Однако, система оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Саратовской области не соответствует этим Методическим рекомендациям. Особенно заметно это в малокомплектных школах, где в нарушение закона РФ «Об образовании», финансирование идет в зависимости от количества учеников. Получается так, что 2 учителя с одной нагрузкой и одинаковым количеством учащихся в разных школах имеют разную оплату за аудиторную деятельность. Это и есть дискриминация, не обеспечение равной оплаты за труд равной ценности. Обком профсоюза по этой проблеме обращался во все инстанции области, тщетно. Эту проблему надо разрешать, решение не требует дополнительных средств.

5.И последнее, мониторинг показал, что более 40% наших учителей жалуются на ухудшение здоровья. Причиной этому учителя считают интенсивность труда, частые переработки, повышенная голосовая нагрузка, длительное пребывание в вертикальном положении. Учителям особо требуется медицинская и оздоровительная помощь.

В тоже время в ряде районов не решен вопрос о медосмотрах. Уже более 6 лет в трехстороннем соглашении одним из обязательств Правительства области стоит запись об обеспечении работников бюджетной сферы санкурлечением. Однако так и не хватило духу это выполнить.

В обществе стало модным очень много говорить о повышении престижа учительской профессии, а на деле престиж снижается. Только что в Москве прошла конференция о насилии в образовательной среде, где прозвучало мнение о том, что в нашем обществе культивируется недоверие к учителю, отношение к школе – как объекту отпущения, показывая в средствах массовой информации чаще негативные моменты уродливые взаимоотношения, а учитель требует к себе уважения, поддержки и внимания. Другого пути нет, если хотим в системе образования добиться результатов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.