Как воспитать героя

Как воспитать героя

Я – учитель, и я твёрдо знаю: нет обычных детей – они все необыкновенные. Как и не бывает обычных людей. Каждый человек – это мир, особенный и неповторимый. И никто не вправе разрушать его. Если же родители хоронят своих детей, то рушатся и их миры. А когда идёт война, гибнут целые человеческие галактики.

Совсем недавно в посёлок Сланцевый Рудник Озинского района, который находится на самом краю нашей области – на границе России с Казахстаном, пришла весть, потрясшая всех жителей: на территории СВО погиб наш земляк Новозванцев Максим. В деревнях и посёлках нет чужих людей и горе одного становится общим. Да и как можно оставаться равнодушным, если ты знал погибшего ещё ребёнком, он рос на твоих глазах, ходил с твоими детьми в детский сад, в школу? Если ты живёшь и работаешь с его родными бок о бок?

Это уже вторая печальная весть в нашем посёлке со времени начала СВО. Первым был Суранов Сергей. В память о нём открыта мемориальная доска на здании Сланцеворудниковской школы, которую он окончил. На открытие собрались все жители. Люди были словно оглушены, ранены в самое сердце – война добралась до каждого из них.

И Максиму и Сергею было всего лишь тридцать с небольшим. Они строили свои счастливые миры. У них всё ещё было впереди…

Но после радости наступает печаль, а после горя приходит радость – так гласит народная мудрость. Этот вечный круговорот в нашей жизни сейчас особенно ощутим. Следующая новость, касающаяся СВО, была отрадной, и она  заставила воспрянуть духом всех: «Наш земляк Сидоров Владислав Андреевич – гордость нашего поселка! Он совершил героический поступок, находясь в зоне СВО. Награжден орденом мужества. О подвиге Владислава и о его семье выйдет передача Андрея Малахова на телеканале Россия-1. Мы гордимся нашими ребятами, защитниками нашей Родины! Желаем скорее вернуться домой с победой!»

В таком виде появилось это сообщение в нашем поселковом чате. Сколько радости, гордости, надежды в этих словах. До слёз… Люди сильные от горя редко плачут – горе ожесточает, заставляет собрать все силы в кулак, бороться с ним. А вот радость расслабляет, делает всех детьми – добрыми и ранимыми.

Я тоже плакала. Ведь мой ученик – герой! Я хвасталась этим кому только могла: родным, сослуживцам, бывшим коллегам, другим ученикам. Мне казалось, что все должны почувствовать, все должны знать, какой он замечательный парень! И что он жив. И у него всё в порядке.

Когда работаешь с детьми, то невольно их жизнь становится твоей жизнью: у вас общие радости и беды, общие секреты, заботы и проблемы, как говорится, «и в горе, и в радости»… Хочется вложить в них всё хорошее, что знаешь и умеешь сам, и иногда становится невозможным отделиться от них даже при расставании. Наверное, поэтому я так радовалась и за него, и за его родителей, и за себя… ведь это мой ученик! Тоже хотелось чувствовать себя сопричастной к его подвигу.

Как мне рассказали, он вытащил из горящего танка своего раненого друга, помог спастись и другим своим сослуживцам. Но самое главное – он явился инициатором встречи с Андреем Малаховым, чтобы привлечь внимание общественности к судьбе спасённого им друга, ведь тот из-за ранения лишился ноги, а осуществить приобретение протеза для него просто нереально. Я думаю, это тоже подвиг, не каждый на такое решится.

Кто-то из знакомых меня спросил, как мне удалось воспитать героя. Возможно, это было сказано с иронией, но я задумалась. Да, вроде бы я  Влада и не воспитывала, не было необходимости, он уже был личностью, полной, сложившейся, со своим мнением и крепким стержнем. Он был умным и не по годам серьёзным. Родители им всегда гордились, а мама говорила с восхищением и удивлением, как бы не понимая, почему у неё такой умный ребёнок. Влад всегда хорошо учился, потому что ему нравилось учиться. Он был «мозговым центром» класса. Обычно учителя его рвали на части, когда начинались предметные олимпиады и конкурсы, но ему везде удавалось занимать призовые места, да и в спортивных соревнованиях он успевал отличаться. «Талантливый человек талантлив во всём!»

Что интересно, по характеру тихий и спокойный, не желающий ничем выделяться, Влад был негласным лидером в классе: к нему все прислушивались, все с ним советовались, шли за помощью или сочувствием. Наверное, потому, что он был добрым и сильным. Ведь поистине сильный человек всегда добр, а добрый – всегда силён. Об этом свидетельствует и его открытая обаятельная улыбка, напоминающая гагаринскую, и весёлые искорки в глазах. Влада все любили.

Открыла свой школьный архив выпуска 2014 года: фото, видео, документы… как много всего интересного сделано, как много вместе пережито. Это был особый класс…самый «сильный» (как говорят учителя), самый активный, самый спортивный – самый «классный класс»! Они были моими любимчиками, мой единственный класс, в котором я была безотрывно классным руководителем с 5 по 11. За эти годы было всякое, но всегда в классе побеждала дружба. Они умели сочувствовать друг другу,  и все распри утихали, когда они видели, что другому становилось больно.

Но особенно тяжело им было в 10 классе, когда из 18 человек осталось только 7 – «великолепная семёрка»  – 4 девочки и 3 мальчика. Пришлось плотнее сдвинуть ряды, стиснуть зубы и с болью в сердце об ушедших товарищах грызть гранит науки дальше. Каждый из них – удивительный индивид: Никита, Эльдар, Влад, Катя, Даша, Алёна, Ирина – но вновь они стали единым целым. Учителя жаловались на них в учительской: «Этот ваш 11 класс опять…» А я защищала их и радовалась – они снова стали «вместе». Мне до сих пор сложно представить их отдельно друг от друга, это всё равно, что представлять голову или руки-ноги отдельно от тела, кажется, что в этом есть что-то противоестественное. У них было общее настроение, общие порывы и негодования, общие шалости, и всё это менялось со скоростью их мысли – у меня часто возникало ощущение, что у них общий мозг. Поэтому теперь самонадеянно думаю: а может быть, не одного героя я воспитала? С каждым из них я пошла бы в разведку.

Я проработала в школе без малого тридцать лет. Школа – это особое государство, в ней своя, особая жизнь, она исчисляется не годами, а выпусками, новый год в ней начинается не 1 января, как у всех, а 1 сентября. Каждый класс – это семья, со своим укладом и проблемами. И, как в каждой семье, есть то, на чём она держится – любовь, понимание, прощение, забота и самопожертвование. Только вот подчас осознаётся это лишь при расставании.

Так в конце каждого учебного года, выпуская какой-либо класс, я думала, что таких хороших детей, как эти выпускники, уже не будет, ну просто потому, что не может быть лучше. Но приходил новый учебный год – уходили другие выпуски, и о каждом из них я думала также.

Просматривая архивы своей школьной жизни, я всё больше убеждаюсь: хорошая у нас молодёжь, замечательные у нас дети! В каждом из своих учеников я уверена. Каждый из них может стать героем. Нужно просто любить их по-настоящему. Тогда и они учатся любить всё, что вокруг них, и людей, и свою Родину.

 

Бабакехян Татьяна Евгеньевна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.