Любовь к родной земле воспитывается с детства

Любовь к родной земле воспитывается с детства

Алевтина Трофимовна Базарнова

Учитель… Как много заключено в этом слове: ум, мудрость, спокойствие, знание своего предмет и, конечно же, любовь к детям. И не случайно учителям посвящают стихи, песни, самые добрые и искренние слова. Учителя – это особые люди в жизни каждого человека, они во многом являются примером, своеобразным провожатым в мир знаний и дальнейшую будущую жизнь.

Именно таким добрым наставником для своих учеников была Алевтина Трофимовна Базарнова, педагог с большим стажем, методист Татищевского районного отдела, человек с большим сердцем и огромной душой, влюбленный в свою профессию. Но в школу Алевтина Трофимовна пришла не сразу. Впрочем, обо всем по порядку.

Родилась Алевтина Трофимовна в Астраханской области, здесь же окончила среднюю школу, директором которой был фронтовик, сумевший собрать «под свое крыло» настоящих профессионалов, мастеров своего дела. Их отношение к ученикам, умение заинтересовать своим предметом способствовало воспитанию грамотных, достойных людей, любящих свою страну, Родину, землю.

Алевтина Трофимовна вспоминает, с каким интересом слушала учителей, стараясь запомнить каждое их слово, испытывая при этом особую любовь к предметам научно-естественного цикла. Это увлечение и послужило толчком к выбору будущей профессии, и Алевтина поступила в сельскохозяйственный институт, успешно его окончила. Сейчас, спустя много лет, Алевтина Трофимовна жалеет, что в тот момент рядом не оказалось человека, который бы посоветовал поступить не в сельскохозяйственный, а в педагогический институт. Но видно, от судьбы не уйдешь, и спустя несколько лет, когда Алевтина вместе с мужем оказалась в Дергачевском районе Саратовской области, она все-таки попала в школу уже в качестве учителя. Молодому агрохимику предложили должность биолога, вакансия которого была в тот момент в Краснореченской средней школе. Заметив необыкновенную способность найти общий язык буквально с любым ребенком, умение заинтересовать каждого своим предметом (сказался опыт вожатого, актера школьного театра), Алевтине предложили поступить в педагогический институт. И девушка согласилась. Работу в школе она продолжила, совмещая ее с учебой в вузе.

Позже судьба закинула супругов Базарновых в Татищевский район. В трудовой биографии Алевтины Трофимовны особое место занимает Куликовская школа, где она работала с 1968 года. С 1972 года Алевтина Трофимовна преподавала любимую ею биологию в Садовской школе, где продолжила знакомить ребят с удивительным миром природы. А в нее Алевтина Трофимовна влюблена практически с первых дней своей жизни, когда она радовалась каждой травинке, каждой букашке. И поэтому, где бы не трудилась учитель, она везде создавала кружок юных натуралистов, воспитывая у ребят бережное отношение к природе.  Юннаты выпускали собственную газету, собирали лекарственные травы, подкармливали птиц и выполняли много других полезных дел.

Энергии и задумкам Алевтины Трофимовны не было предела. Она учила других и постоянно училась сама. Ее уроки всегда были «живыми», интересными, заставляющими детей думать, сопереживать, творить. Но самое главное, что они учили быть человеком. Алевтина Трофимовна давала открытые уроки, на которых делилась накопленным опытом с коллегами, была наставником у студентов-практикантов, которых она также подготовила немало.

Педагогические находки и достижения Алевтины Трофимовны не остались незамеченными, и через некоторое время ей предложили стать заведующим методическим кабинетом районо. Алевтина Трофимовна организовывала для коллег круглые столы по обмену опытом, разнообразные конференции, встречи. Всем этим она занималась, не отрываясь от педагогической деятельности уже в Татищевской школе, где буквально сразу же создала клуб «Эколог», члены которого на протяжении многих лет занимались охраной природы. Особое внимание юные экологи уделяли состоянию местной реки Идолга. Вместе с Алевтиной Трофимовной ребята расчищали русло реки, убирали мусор, по возможности укрепляли берег. К сожалению, с уходом Алевтины Трофимовны на заслуженный отдых ее дело приостановилось. И сейчас учитель с болью в сердце следит за тем, как река не в лучшую сторону меняет свой облик. И здесь уже большую роль играет человеческий фактор: каждому привить любовь и заботу к родной природе невозможно.

Но выпускники Алевтины Трофимовны продолжают радовать ее не только бережным отношением к окружающей среде (сказалось заложенное в школе), но и другими качествами: взаимовыручкой, поддержкой, вниманием и заботой. Вот и в трудную минуту Алевтину Трофимовну во многом поддержали ее бывшие учебники, которые оказались рядом. И такое отношение неслучайно. Все это было заложено в детстве. Учителем. И это дорогого стоит.

Ну, а если говорить в целом о наградах педагога, то их более сорока. В их числе – многочисленные грамоты, благодарственные письма разного уровня, орден Красного знамени, знак «Отличник просвещения РФ». Но самой высокой и дорогой наградой Алевтина Трофимовна считает знак губернатора «За любовь к родной земле».

Во время нашего разговора интересуюсь, как педагогу, который собственноручно делал много дидактического и раздаточного материала, удавалось совмещать семью и работу, оставалось ли время на своих детей. На что Алевтина Трофимовна сразу же отвечает: «Мои домочадцы всегда меня во всем поддерживали и помогали».  Например, большое подспорье они оказали при работе над большим проектом – поисковой работой «Мы помним корни рода своего». Приходили на выручку, если нужно было что-то нарисовать, вырезать, оформить. И несмотря на большую загруженность на работе, постоянный поиск новый идей и решений. Алевтина Трофимовна не забывала и про семью, в которой за многие годы сложилось много добрых традиций. Но это уже другая история….

Автор: Серебрякова Наталья Викторовна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.